Первые составы в Смоленской области курсировали по железнодорожной ветке Риго-Орловской железной дороги с 1968 года. Эта дорога связывала центр страны с Балтикой. В 70- е годы 19 века губернатором Смоленска становится Александр Григорьевич Лопатин. За то время пока Лопатин занимал эту должность, он сделал все, чтобы Смоленск стал крупнейшим транспортным узлом. В итоге в 1870 году появилась новая железнодорожная ветка до Москвы, а потом 1878 году ее продлили до Бреста. Первое время Белорусский вокзал в Москве даже называли Смоленским. Так как через город проходили две железнодорожные ветки, то и вокзалов было два, но за годы Великой Отечественной войны они были разрушены от бомбежек. Современное вокзальное здание появилось уже в 50-е годы 20 века. Сегодня протяженность железных дорог Смоленской области равна 1259 километров. Она относится к Московской магистрали. Есть несколько железнодорожных веток внутреннего пользования – это Дурово — Владимирский Тупик, Смоленск — Сошно и на Дорогобуж и Верхнеднепровский, которая используется только для грузового сообщения.