Появление железнодорожного сообщения в Ямало-Ненецком автономном округе напрямую связано с разработкой нефти и газа. Нефть и нефтепродукты до сегодняшнего дня являются одним из основных железнодорожных грузов, кроме того осуществляется перевозка минеральных удобрений, строительных материалов , леса и т.д.. Строительство сильно осложняли вечная мерзлота, болота и бездорожье, тем не менее, в 1948 году было открыто рабочее движение по участку Чум — Лабытнанги. Часть железных дорог на территории Ямало-Ненецкого автономного округа относятся и к Свердловской, дороге, а часть к Северной, на которой находится участок Чум – Лабытнанги. У него есть выход на Москву. У пассажиров данный вид транспорта является одним из самых популярных, так как цена билета примерно на 250% ниже, чем билет на самолет. Руководство Ямало-Ненецкого автономного округа тщательно следит за тем, чтобы железные дороги находились в работоспособном состоянии. Также пассажирские вагоны постепенно заменяют на более комфортабельные, приобретается новая спецтехника и происходит модернизация средств связи.