Согласно популярной легенде, когда в середине 19 века было принято решение о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой, именно Николай I приказал строить ее по прямой, практически прочертив будущую дорогу линией на карте, в результате чего Новгородская область была лишена железнодорожного сообщения. Но самом деле, Комитет Петербурго-Московской железной дороги отказался от строительства дороги через Новгород, потому что в итоге она получалась длиннее, а также объем земляных работ был больше из-за холмистой и болотистой местности. В 70-е годы 19 века железная дорога в Новгородской области все же появилась благодаря частным инвесторам. От государства требовалось только выделить земли и некоторые стройматериалы. Через 20 лет железная дорога должна была перейти в государственную собственность. На сегодняшний день Новгородская железная дорога являться частью Октябрьской магистрали. Длина главных путей составляет 362 километра. Здесь находится 51 станция. Архитектура некоторых вокзалов уникальна. С недавнего времени появились маршруты на скоростные поезда «Ласточка».