Монополист железнодорожных перевозок Украины. Когда Советский Союз распался, Украине достались все ж\д магистрали. В 1991 году, верховным советом было принято решение о присвоении всего имущества, располагающегося на территории новообразованного государства Украина. Был организован специальный регулятивный орган, в подчинение которого было передано шесть железных дорог государственного значения.
Многочисленное количество филиалов, остались со старыми названиями времён существования СССР, в дальнейшем, это стало проблемой так как названия Юго-Западной, а так же Южной ж\д было невозможно найти на карте, так как их действительное расположение не соответствовало картам Украины.
С присоединением Крыма к России, в 2014 году, Приднепровская железная дорога отошла под управление Российских властей и новообразованной Республике Крым.
По сей день, на маршрутах Украинской ж\д курсируют старые электровозы 60-х годов ВЛ8. Основная часть составов была сконструирована в СССР.
На период 2013 года наблюдался резкий спад. Это связанно и с огромной степенью износа рабочих составов, к примеру общий процент было равен 90, а на магистралях Приднепра и Донецка эта цифра приближалась к 200%.