Основана еще в 1945 году за счет отделения от Закавказской ж/д. Хотя в течение двух десятков лет не один раз вступала и выводилась из ее числа. После распада Советского Союза стала полностью принадлежать Азербайджанской республике.
Протяженность трассы составляет две с лишним тысячи километров, из которых восемьсот являются двухпутными, тысяча шестьсот оснащены автоблокировкой и одна тысяча двести снабжены электричеством. На всей магистрали введены в эксплуатацию составы следующих модификаций: на тепловозной тяге, электровозы, маневровые тепловозы и электропоезда.
В ближайшее время южнокорейской компанией будет осуществлен проект по реконструкции нынешних путей в высокоскоростную линию от Баку до Грузии и даже Турции. Предполагается, что на начальном этапе скорость поездов на ней будет достигать более двухсот км/ч на выходе, а со строительством доп-путей дойдет до трехсот. Также запланировано создание тоннеля под проливом Босфор и увеличение грузового потока от десяти до двадцати пяти миллионов тонн, что поможет обеспечить связь с общей европейской сетью железных дорог. Затраты на постройку будут разделены поровну между тремя государствами.