До 1992 года входила в состав Закавказской железной дороги, а после распада Советского союза стала самостоятельной. Протяженность составляет двести двадцать один километр и проходит через всю Абхазскую республику, вдоль побережья Черного моря.
К сожалению, в военные времена дорога сильно пострадала и была восстановлена только частично и для транспортировки миротворцев. Вплоть до шестидесятых годов вся магистраль была снабжена электричеством, а в связи с нехваткой денежных средств оно было сохранено лишь на отрезке Псоу – Сухум, светофоры не работали, координацию движения приходилось передавать по сотовой связи, остальное полотно было разобрано.
До передачи магистрали, в 2009 году, под юрисдикцию Российской Федерации, она находилась в состоянии глубочайшего кризиса, об этом свидетельствовали заброшенные вокзалы и неисправные контрольно-пропускные системы. Но уже к лету 2010 года было открыто пригородное сообщение Адлер – Гагра. Затем были введены в эксплуатацию поезда до Сочи, Северной столицы, Воронежа и Москвы, которые работают на тепловозной тяге, т.к. использование электровозов запрещено.
На сегодняшний день реконструировано практически сто процентов ж/д путей.